Главная » 2015 » Февраль » 3 » Малый бизнес задыхается от поборов чиновников
12:08
Малый бизнес задыхается от поборов чиновников

Малый бизнес призван быть основой рыночной экономики, но в России нередко об этом забывают. В правительстве концентрируются на поддержке крупных предпринимателей, что приводит к банкротству небольших предприятий. ПРОВЭД выяснил, кому выгодна травля малого бизнеса.

Ассоциация Торговых Предприятий «СОЮЗ» представляет собой объединение представителей малого бизнеса, которые работают в торговле. Ярослав Шклярский, председатель «СОЮЗа», рассказал в интервью корреспонденту ПРОВЭД о том, почему предприниматели не верят ни одному слову правительства, когда обанкротится весь малый бизнес, и как торговые сети зарабатывают деньги на поставщиках.

- Ярослав Элиевич, какие основные проблемы сейчас есть у малого бизнеса?

- У малого бизнеса есть, прежде всего, организационные проблемы, и они, к сожалению, исходят от правительства. Полная некомпетентность правительства в вопросах малого и среднего бизнеса приводит к тому, что законодательные инициативы, отправляемые правительством в еще менее компетентную Государственную Думу, в итоге принимаются. Приведу пример из последнего: торговый сбор. Сейчас он уже введен, хотя коэффициент его может быть разный. Сегодня Георгий Полтавченко его сделал нулевым, но это не означает, что завтра он останется таким же. Закон-то уже принят.

Подходы к малому бизнесу со стороны правительства свидетельствуют не только о некомпетентности власти, но и о нежелании развития этого вида предпринимательства. В этой связи наш Союз выступил с инициативой как можно ближе подойти к губернатору в данном вопросе, чтобы на совещаниях Георгий Полтавченко услышал не только мнение тех людей, которые якобы представляют малый бизнес. Я говорю о всякого рода объединениях, которые малым бизнесом никогда и не занимались. Губернатор должен услышать именно наше мнение: тех, кто действует и «варится» в этом соку на самом деле. Пока нас включили в комиссию при Эльгизе Качаеве, председателе Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга.

Продолжается эпопея с выкупом помещений. Цены, которые назначает Петербург за них, просто баснословны. Непонятно, откуда взяты эти цифры. Если это помощь малому бизнесу, то она направлена на то, чтобы он быстрей загнулся.

Приведу вам еще один пример: по закону, мы должны договориться с компаниями, которые утилизируют, грубо говоря, лампочки, заключать ежемесячно с ними договоры и оплачивать их. Также мы должны заключить договор с компанией, которая эти отходы собирает. Недавно в одном из наших магазинов была прокурорская проверка, в ходе которой выяснилось, что такие договоры не заключены. Естественно, мы получили предписания и штрафы. А сколько стоит такой договор ежемесячно? Семь тысяч рублей. Этот магазин за весь год добросовестно утилизировал три штуки. То есть за год за утилизацию трех лампочек мы должны заплатить 84000 рублей. Это нормально? Такого рода примеров я могу привести сколько угодно.

Если говорить о проблемах малого бизнеса глобально, то почему-то всем чиновникам кажется, что если они от нас возьмут здесь чуть-чуть, там чуть-чуть, то с этим бизнесом ничего не станет. Таких «чуть-чуть» набирается так много, что малый бизнес задыхается во всякого рода поборах. Если лет пять назад молодые ребята хотели организовывать свое дело, то сейчас совсем не хотят. Потому что они не верят правительству и государству. Постоянные изменения правил игры, причем в сторону ухудшения, заставляют молодежь отказаться от подобных идей.

- Но в различных властных кругах постоянно звучат заявления о том, что развитие малого бизнеса финансируется из бюджетных средств

- Могу сказать, что информация о том, что наше правительство ведет широкую кампанию якобы по поддержке малого бизнеса, является просто словами. Помощи не оказывают никакой, хотя мы постоянно слышим о каких-то больших суммах, которые выделяются на поддержку малому бизнесу. Интересно было бы определить, а куда эти громадные средства уходят? Это все непрозрачно. Ни один субъект малого предпринимательства этих денег не видел. Но я скажу больше: нам эти деньги не нужны. Пусть хотя бы просто не оглашают, что они помогают нам финансово.

- Насколько мне известно, у малого бизнеса есть серьезные претензии по поводу лицензий на алкоголь. В чем здесь проблема?

- Сейчас государство заявило, что оно будет бороться с нелегальной торговлей. Это тоже просто слова. Тем же алкоголем торгуют без лицензий все 24 в сутках. Один из таких магазинов, к примеру, находится рядом с одним из наших. Он «посадил» нам продажи дешевого алкоголя, не имея никакой лицензии. А вот проверяющие и контролирующие организации приходят именно к тем, у кого эти лицензии есть, потому что эти лицензии можно отобрать.

Теперь к оплате лицензий на алкоголь. Например, сейчас в Петербурге около 28 магазинов сети «Лента». Им необходима одна лицензия на все магазины, которая стоит сейчас 60 тысяч рублей. Один малый магазин тоже должен заплатить эту сумму. Это, конечно, очень «справедливо».

Еще один показательный пример отношения правительства к малому бизнесу – это понижение с февраля цены на водку. Знаете, из каких соображений это сделано? Совершенно очевидно, что это пролоббировали торговые сети для того, чтобы погубить малый бизнес. Малое предпринимательство не живет за счет водки, но если его лишить ее продажи, то магазин можно сразу закрывать, потому что народ в него не пойдет. Согласно новым изменениям, на водку магазины могут сделать наценку не более 15%. Для сетей это абсолютно все равно, потому что они берут количеством, а для малого бизнеса это очень ощутимо. Вот против кого направлены эти изменения.

- Насколько торговые сети мешают развитию малого предпринимательства?

- Такого количества сетей, как у нас, нет ни в одной стране мира. Это «заслуга» нашей администрации. Говорят, что они не в компетенции регулировать эту ситуацию. Это бред. В их компетенции есть регуляторы, которые контролируют количество малого бизнеса, косвенно. Я говорю об увеличении налогов и прочей нагрузки, которые ведут к закрытию малых магазинов. Я никогда не поверю, что правительство нашего города не в силах бороться с засильем торговых сетей. Тогда просто нужно менять правительство. Как правильно сказал один из представителей ФАС, сети – это не только экономика, но и политика.

Сейчас 80% всей торговли приходится на торговые сети. И каждые два-три года к нам приходят все новые сети.

Недалеко от нашего магазина сейчас открылся магазин «Дикси», народ туда не ходит. Если посмотреть годовой отчет этой сети, то чистый доход существенно увеличивается с каждым годом. Нам сначала было непонятно: если в их магазин никто не ходит, то как увеличивается прибыль? Дело в том, что весь товар, который продается на прилавках «Дикси», берется ими в рассрочку на 45 дней, то есть в кредит. Более того, они оплачивают через 45 дней только тот товар, который продали. Существуют входные бонусы, которые в некоторых сетях доходят до огромных цифр. В одной из не самых крупных сетей в нашем городе за три позиции на полке просят два миллиона рублей. А сколько этих позиций в магазине? Это настоящий скрытый бизнес торговых сетей. Он делается только за счет того, что сети занимают монопольное положение на рынке и диктуют свои условия. Производителям больше ничего не остается, кроме как платить эти входные бонусы. А эти бонусы они могут платить только за счет увеличения цены своего товара. И нельзя сделать так, чтобы поставщик отдавал свой товар по разным ценам. Она одинакова и для сети, и для малого предпринимателя. Если бы мы могли убрать монополию сетей, то малый бизнес смог бы продавать товар покупателям ощутимо дешевле. На 20-30%.

Многие поставщики товаров для торговых сетей из-за их жестких условий попросту обанкротились. В договорах предусмотрено огромное количество штрафов: за не вовремя поставленный товар, за его недостаточное количество и так далее. Сетевым магазинам в таких условиях попросту важно открыть как можно больше магазинов. Тот же «Дикси» уже захватывает дворы. Чем больше магазинов, тем больше бонус. Это допинг и для поставщика. Если лишить этого допинга, то многие сети могут и рухнуть. Потому что по факту рентабельность сетей очень мала. Нормальная здоровая конкуренция, нацеленная именно на продажи товара, отсутствует. Это искусственная и накаченная конкуренция, созданная сетями. Сейчас не магазин борется за товар, а товар борется за магазин. Продажи, которые идут в магазине через кассу – это только верхушка айсберга, где делаются деньги. Сети делают деньги на всем: на каталогах, на рекламных кампаниях, на отдельных выкладках товара и так далее.

- Но чем больше магазинов – тем ниже должна быть цена.

- Обилие магазинов ведет к снижению качества товара. Они все равно гонятся за ценой, а это заставляет поставщика делать товар хуже качеством. Нужно ведь либо заложить процент в наценку, либо сделать меньше издержки и делать продукт из плохого сырья. Объем производств для сетей огромный, поэтому можно делать специально для сетей товар плохого качества, зато по конкурентной цене. Сеть может выставить поставщику требование, условно, сделать колбасу не дороже ста рублей. И кто-то соглашается. Ну и что это за колбаса? А сертификаты спокойно покупаются и продаются.

- Малый бизнес жалуется на обилие различных проверок, которые мешают работать…

- Да, это большая проблема. У всех есть нарушения в работе. Наши ведомства могут фактически закрыть любой магазин. Они могут это сделать с каждым, потому что такие у нас правовые документы и требования. Это такой рычаг, который позволяет власти завтра же закрыть любого неугодного предпринимателя.

Проблем добавили и проверки различных общественных организаций. С общественниками мы планируем бороться очень жестко. К нам в магазин пришли недавно две женщины, которые с ходу обнаружили бутылку водки без акцизной марки. Самое интересное, что они за два дня до этого тоже приходили в магазин и «крутились» именно возле этого прилавка. Понятно, что они заранее просто сорвали эту марку. Дело в том, что большинство малых предпринимателей очень трусливы. И они, как правило, начинают давать взятки этим «общественникам», чтобы не было лишних неприятностей. Вот для чего существуют эти общественные организации.

- И кому выгодна эта «травля» малого бизнеса?

- Прежде всего, сетям, если речь идет о торговле. Сетям, которые имеют своих представителей во всех органах власти.

- Если ничего не изменится и никто ничего не предпримет, то через какое время может произойти крах малого бизнеса в сфере торговли?

- Те малые магазины, которые существуют, организовывались в середине девяностых годов, и люди, которые их создавали, очень крепкие. Кризис 1998 года, например, вынес на своих плечах именно малый бизнес. Тогда, по моим оценкам, закрылось всего 30% магазинов. Сейчас большая часть магазинов останется, они найдут выход. Если эти поборы от государства будут продолжаться, то в конечно итоге, по моим прогнозам, закроется 50% от всех субъектов малого предпринимательства. Когда правительство поймет, что и брать-то уже больше не с кого, то уже будет поздно. У нас нет доверия к правительству, мы не верим ни одному их слову. Мы готовы к тому, что завтра они сделают еще хуже.

- В период кризиса большие надежды возлагаются именно на малый бизнес. Вы верите в то, что сейчас государство пойдет вам навстречу и сделает, к примеру, проверочные каникулы и ослабит нагрузку?

- Ничего не будет, никакой помощи от государства не будет. Это показала жизнь. У правительства был очень хороший повод, чтобы поднять малый бизнес. Полгода назад, с момента введения санкций, в правительстве резко обратили внимание на малый бизнес и стали обещать поддержку. И ничего не сделали. Мало того, с момента введения санкций в сетях исчезли многие продукты, потому что они – это очень неповоротливая структура. У нас в магазинах как были эти продукты, так и остались. И неважно, какими путями мы доставали их. Ассортимент у нас остался практически таким же. Гибкость малого бизнеса помогла создать иллюзию того, что после санкций практически ничего не изменилось.

- Какие меры поддержки должно оказать государство, чтобы малый бизнес чувствовал себя комфортно?

- Первое, и об этом говорю не только я, - это не мешать. Во-вторых, в Петербурге нужно разобраться с количеством торговых сетей и не лоббировать их интересы. Для этого нужно вводить малый бизнес в государственные структуры, которые предлагают и принимают решения. Любые законы, которые касаются бизнеса, должны приниматься совместно с действующими предпринимателями. Не с объединениями, которых очень много, и которые к малому бизнесу вообще не имеют никакого отношения, а именно с работающими бизнесменами. Это все.

Государство так надоело малому бизнесу, что мы от него устали, и нам от него ничего не нужно. Уж если не хотят и не могут помочь, то пусть хотя бы не мешают. А мы справимся.

Просмотров: 692 | Добавил: ILYA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]